qebedo: (Default)
[personal profile] qebedo
Итак, прочитано мною сочинение "Невилл Чемберлен" из серии "ЖЗЛ" авторства некоей "консервативной публицисторикессы" Морганы Девлин (надеюсь всё-таки, что это псевдоним - тогда у человека останется микроскопический шанс поменять его, если наступит просветление). Впечатления - "разнообразные", но в целом см. заголовок.

Плюсы. Книга посвящена теме, которую ни советская, ни российская историография серьезно не рассматривала (а если и пыталась, то получалась несерьезная идеологическая пурга - и до сих пор получается) - внутренняя и внешняя политика Великобритании между мировыми войнами. Вот что лично вам говорят имена и фамилии Остина Чемберлена (ну да, "наш ответ ему" - а на что, кстати?), Эндрю Бонара Лоу, Стенли Болдуина, Рэмзи МакДоналда и, собственно, Невилла Чемберлена? То-то и оно - а ведь все они были (за исключением Остина) премьер-министрами самой влиятельной сверхдержавы мира. А оная книжка хоть какие-то "общие начертания" межвоенной политической жизни Великобритании дает. Второй плюс - авторикесса сабжа, в отличие от всех абсолютно до нее "русско-советских" писателей, любит и уважает, что неплохо хотя бы "для контраста".

Минусы. Когда в число иллюстраций к научно-популярной биографии попадают "рисунки автора" и "фото автора в кабинете" с этими же рисунками на стене - начинаешь задумываться, а не много ли авторикесса наносит в книгу "личной пурги"? Ибо, судя по тексту, ее сверхзадача "отмыть черного Чемберлена добела", ибо он "весь такой трудоголик, в заботах о людях, автор социальных программ и великий пацифист с зонтиком". Но тут неибежно возникает вопрос - как такой великий человек завел мир в такую великую задницу, как ВМВ? Авторка решает вопрос просто - герой в белом и Дартагнан, зато все вокруг него авно. Черчилль - авно, Иден - авно, Ллойд Джордж - "по жизни авно", пресса - авно, консерваторы авно, либералы авно, лейбористы "авнее всех". Рузвельт, Бенеш, французы, Молотов, Юзеф Бек, финны - все одно сплошное авно...

Зато вот Муссолини, фашисты, Риббентроп, нацисты у авторикессы как-то "очень размыто, практически не авно". Ну, кроме Гитлера - он всемирное авно, с этим никто не спорит (может прилететь даже от российского законодательства). Неужели "русская правая консерванта" до такого докатилась? Лейтмотивом половины книги идет мысль "эфиопы троглодиты, нечего их было вообще за стол пускать, чехи довыйопывались, сами виноваты, а начинать войну из-за поляков было полное авно!" Милая "консерваторка", а как по-Вашему, из-за чего "надо было" начинать войну? Ждать, пока Гитлер нападет на СССР? Ну, а куда ему после Польши-то? Или в "русской консерванте" кто-то всерьез верит, что "Ади бы успокоился", и было бы "всем щастье"?..

В общем, концепция "а он один в белом пальто" проваливается, даже если просто читать текст непредвзятыми очками. Все прогнозы Чемберлена - мимо, все его оценки ситуации - провальны, все его даже ближайшие соратники - против. Человек просто не сумел адекватно оценить действительность, прислушиваться к другим мнениям, а потому и крупно облажался. И несмотря на все его "выдающиеся личные качества", для Великобритании именно его премьерство обернулось самым грандиозным "эпик-фейлом" в истории ее внешней политики. И виноват в этом именно что на 70% лично Чемберлен, прислушивавшийся к тому, что совпадало с его "нутрянным голосом", а что не совпадало - гнавший (как Идена из Форин Офиса). А Черчилль, на которого авторикесса лиёт тонны помоев за то, что "рвался устроить войну", как раз эту-то войну и смог выиграть...

В общем, в очередной раз убеждаюсь, что чересчур озабоченных личными симпатиями к "настоящим жентельменам с зонтиками" авторикесс надо держать от научпопа подальше... Хотя повторюсь еще раз - книга очень полезна своей фактурой (большими цитатами из писем Чемберлена сестрам, например, где он описывал свои "гениальные ходы"), и почитать ее таки стоит. Но осторожно - в перчатках.



Date: 2019-07-02 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura), Политика (https://www.livejournal.com/category/politika).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2019-07-02 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Или в "русской консерванте" кто-то всерьез верит, что "Ади бы успокоился", и было бы "всем щастье"?..

Я думаю лет на 5 бы и успокоился и переваривал бы съеденное. По военной программе как-то вырисовывается ориентация на большую войну году в 45-ом.

За это время Чемберлен бы помер и остался бы весь в белом.

Date: 2019-07-02 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Это при том, что Муссолини хапнул Албанию, югославы начали глядеть на Москву, а греки запросили гарантиев? А Финляндия? Не-а, когда падает одна доминина - за нею падают все следующие...

Date: 2019-07-02 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Не нужен ли тут адвокат дьявола?
После передачи Польского коридора не оставалось бы разделенных немцев, чью безопасность надо было бы обеспечивать включением в рейх соответствующих территорий. Нет никаких оснований полагать, что после этого Дедушка бы действительно не успокоился и не сосредоточился на внутренних превозмоганиях. Бонус: устойчивый противовес для СССР, так что та же Финляндия может спать спокойно.
Итальянский фашизм косплеит Велизария, восстанавливающего Римскую империю? Нет проблем.
Какова альтернатива умиротворению в глазах чемберленов? Что они помнят лучше всего про то, что случается, когда агрессора не умиротворяют, а решают проучить? Августовские пушки.
На тот момент ничего страшнее для европейских политиков нету. Урок усвоен этим поколением отлично. Кроме бесноватого Винни.
Если есть шанс упросить сербов пустить австрийских следователей на свою территорию поляков и югославов пойти навстречу Оси, то надо этим шансом воспользоваться, чтобы предотвратить мировую бойню.
Edited Date: 2019-07-02 09:00 am (UTC)

Date: 2019-07-02 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Если поляки на самом деле были монопенисуальны общественному мнению в Англии, то вот Балканы и Средземноморье были слишком близко к Кипру и Египту с Суэцким каналом. Тут уже не абстрактные "одеялы поцифизма" - тут ущемление интересов империи, угроза коммерческому судоходству. Не зря Иден плевал на Гитлера и жестко конфликтовал с Муссолини в 1937 и 1938 году. Югославия, Албания, Греция - это "очень нервно и больно" для Британии.

Date: 2019-07-02 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Нету такого субъекта "Британия". Есть упёртые имперцы типа того же Черчилля, а есть желающие избавиться от республик Средней Азии иждивенцев-колоний. Не говоря о первых секретарях обкомов туземных политиканах на окраинах Империи, ищущих суверенитета для реализации своих собственных хотелок за казенный счет. Они-то тоже входят в собирательную абстракцию "Британия" или нет?
Можно привести и такое простое соображение, что развязывание полномасштабной мировой войны не должно улучшить ситуацию с коммерческим судоходством. А как бы и не наоборот.

Date: 2019-07-02 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Нет, политиков, готовых отдавать имперские земли, в Англии 1939 года не было даже среди лейбористов. Не говоря уже об общественном мнении, которое их всех на выборах [не]выбирало.

Уже с началом войны в Испании на Средиземном море появились "пираты". Так что коммерческому судоходству уже было "не всё равно".

Date: 2019-07-02 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
А в Индии, Египте и доминионах?
И все-таки разница между "пиратами" и "волчьими стаями" должна была приниматься во внимание.

Date: 2019-07-02 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Думаю, что и в Индии угроза Суэцкому каналу вызвала бы определенные проблемы. Доминионы же не стоит переоценивать - в 1938 году все, как один, заявили, что "не будут воевать за чехов", а ровно через год "за поляков" подписались все. Жить "без мамки" было покамест еще страшновастенько...

Date: 2019-07-02 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Можно взглянуть с другого ракурса на проблему за ту же индийскую номенклатуру. Почему нужно считать большей угрозой коммерческому судоходству мероприятия Оси, а не кидание понтов на Тихом океане Рузвельтом, явно провоцирующих войну? Разве это не проблема и для Австралии, Франции, Нидерландов?
Тем более, что за Рузвельтом числятся такие же фашистские реформы в рамках Нового курса в первой половине 1930-х, что и за Муссолини, Гитлером или Сталиным. Они мало отличимы между собой с позиций непредвзятого наблюдателя в 1939 году.

Date: 2019-07-02 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Потому что Рузвельта можно не боятся - ни один американец не пойдет на войну против Англии, и наоборот, что бы там этот клован не писал и не говорил по радиву.

Date: 2019-07-02 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Можно бояться не Рузвельта, а спровоцированной им войны и угрозы коммерческому судоходству, которую эта война вызовет.
Разве индийцам будет приятнее оттого, что их грузы идут на дно от японской торпеды, а не от американской?

Date: 2019-07-02 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] deylog.livejournal.com
Вы пытаетесь эмоционально привнести в доказанные аргументы Вам выше),что так ? что случилось ? проигрыш ?)))

Date: 2019-07-02 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Есть только один способ это узнать.

Date: 2019-07-02 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Простите, но "война с Рузвельтом" не может случиться, даже если он сумасшедший - конгресс его вынесет на следующий же день вперед инвалидным креслом. Это Россия может спокойно позволить себе воевать с Украиной - между США и Англией такие фокусы уже не проходят.

Date: 2019-07-02 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Во-первых, войну Рузвельт таки смог организовать и в IRL.
Во-вторых, фашистские и вполне успешные методы в работе с туземными органами власти он тоже вполне себе продемонстрировал на примере Верховного суда - когда тот стал артачиться, Рузвельт только намекнул, что пора бы увеличить число судей (ибо в конституции оно никак не оговорено) хотя бы до 15 мантий, и тут же строптивые судьи пошли на попятный и стали послушными овечками. Нет оснований полагать, что с конгрессом наш тиран стал бы церемониться чуть больше, особенно в военное предвоенное время.

Date: 2019-07-02 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] vladyslaus.livejournal.com
То есть именно ФДР сделал Гитлера канцлером, довел ситуацию до "войны за Данциг" и отправил японских генералов на приключения в Китай?
Да и в результате противостояния с Конгрессом я не уверен - США не Германия и не ельцинская Россия. Тот же ЕБН к ликвидации ВС шел как минимум год, если не все два

Date: 2019-07-02 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Не FDR, а Вудро Вильсон все-таки создал Гитлера и Сталина, подготовил все пороховые бочки для новой мировой войны.
FDR несет ответственность только за свои грехи, не за все вильсоновы.

Date: 2019-07-02 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Войну с Англией???

Date: 2019-07-02 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
С Японией же. В том числе и для Британской империи, включая Индию.

Date: 2019-07-02 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
А с какого Англии война с Японией? Ну, пущай гоняют там свои кояблики...

Date: 2019-07-02 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Это хороший вопрос. Дается ли на него ответ в рецензируемой книжке?

Date: 2019-07-02 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Это вопрос "если англичане не начали войну из-за китайцев, почему они полезут в нее из-за США?"

Date: 2019-07-02 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Да, почему японцам пришлось высадиться в Малайе аж до Перл-Харбора? Из-за действий США же, кажется.

Date: 2019-07-02 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Так они не нападут на Англию, не ведущую другую войну супротив кого-то. Сперва всё равно коварному Рузвельту надо ВМВ развязывать. Чой-та он слишком Мипистопль у Вас получается...

Date: 2019-07-02 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aziopik.livejournal.com
Почему бы адвокату дьявола и не усомниться в моральном облике противной стороны? Он, может быть, уже не верит в Деда Мороза и благонамеренных и честных политиков.

Date: 2019-07-02 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_volga). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2019-07-02 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] thor-2006.livejournal.com
Стоит у меня на полке купленная давным-давно книга П.Е. Кертмана о Джозефе Чемберлене и его сыновьях - в свое время мне она понравилась (правда, это было очень давно, почитай, три десятка лет назад).

Date: 2019-07-02 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Но там именно что в основном о Джозефе - о сыновьях немного, и не очень глубоко, ИМХО.

Date: 2019-07-02 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] kiowa-mike.livejournal.com
А это наше существо, что ли?

Profile

qebedo: (Default)
qebedo

November 2022

S M T W T F S
  12345
678 9101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2025 02:57 am
Powered by Dreamwidth Studios